Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Период поиска новых точек роста экономики в XXI веке сопровождается кризисами от финансовых до системных.
Часто говорят и пишут о переломе в восприятии и оценке глобализации. Произошло своеобразное отрезвление. Позитивное отношение к глобализации сменилось разочарованием. Причина видится в «серии глобальных по своей природе кризисных явлений».
Санкционные практики западных государств, по - существу, есть откат назад, в противоположную сторону, от глобальной интеграции, которые де-факто дезавуируют принятые в международном праве идеи Всемирной торговой организации (ВТО). Ранее культивируемая интеграция в мировое экономическое пространство оборачивается сегодня в действиях недальновидных политиков оружием «давно прошедших дней…».
Поэтому опора на внутренние вещественные, финансовые, человеческие ресурсы и невещественные капиталы и всемерное развитие регионов, а также на проверенных временем партнеров и цивилизованный бизнес - есть залог позитивного развития страны.
Особенность современного этапа развития России состоит в том, что все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в условиях «новой нормальности» создают свои региональные и местные стратегии развития, как способ поиска и приведения в действие точки роста и развития нового качества. Стратегическое планирование, важный инструмент, позволяющий оценить потенциалы, создавать необходимые условия для дальнейшего перспективного развития и принятия решений с учетом выработанных стратегических целей.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности осуществления стратегий развития субъекта Российской Федерации.
Достижение цели курсовой работы возможно посредством решения ряда задач:
1) изучить основные технологии стратегического планирования в регионах;
2) раскрыть основной аналитический инструментарий стратегического планирования и порядок документирования опыта стратегического планирования;
3) анализ стратегического планирования субъекта Российской Федерации.
Объектом исследования выступают социально-экономические системы субъектов Российской Федерации и государственное управление их развитием.
Предметом исследования является деятельность органов государственного управления по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации с использованием системы стратегического планирования, выбору современных подходов и инструментов управления.
Для написания курсовой работы использован комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, описание и сравнение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, устанавливаются цели и задачи, определяются объект, предмет и основные методы исследования. В первой главе изучаются основные технологии стратегического планирования в регионах, основной аналитический инструментарий стратегического планирования и порядок документирования опыта стратегического планирования. Во второй главе проводится анализ стратегического планирования Республики Татарстан Российской Федерации. В заключении представлены основные выводы по изучаемой теме исследования.
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования развития субъектов РФ
1.1 Основные технологии стратегического планирования в регионах
В условиях рыночной экономики и повышения роли и ответственности региональных и местных властей за развитие территорий открываются дополнительные возможности в проведении согласованной экономической политики. Она направлена на развитие региональной и местной экономик, на привлечение новых инвестиций, с учетом потребности бизнеса, региональных и местных сообществ. Вся работа ведется на основе методологии стратегического управления и в соответствии с Федеральным законом № 172 от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]. Стратегия социально-экономического развития - главный документ, который определяет приоритеты и направления социально-экономической политики субъекта РФ на долгосрочный период [2]. На их базовых идеях, принципах и правовых нормах разрабатываются государственные программы и схемы территориального планирования региона, а также стратегии развития муниципалитетов.
Разработка стратегий развития субъектов Российской Федерации на период до 2030 года организована по решению глав администраций (губернаторов) [3].
Разработка стратегии развития региона является актуальной научной и практической задачей. Данная задача носит многоаспектный характер, для решения которой необходимо найти рациональные варианты разрешения множества взаимосвязанных тактических, стратегических и супер стратегических проблем [3]. Решения таких задач должны быть конкурентоспособными и зависят от наличия стратегических компетенций у разработчиков и органов власти, принимающих эти решения, от принятых процедур рассмотрения, согласования и принятия решении, а также от полноты и качества их информационно - документационного сопровождения.
С историко – экономической точки зрения комплекс разрабатываемых рабочих материалов, принимаемых решений и сам ход обсуждения представляет собой ценность для поколений настоящих и будущих исследователей практики развития региона. Однако он сопровождается недостаточным вниманием к вопросам документальной фиксации обсуждаемых решений и рабочих материалов, что будет представлять безусловный интерес для регионоведов, развития науки и практики экономической мысли, а также истории решения социальных и экономических проблем.
В области теории регионального развития присутствуют три содержательных подхода:
-первый - выравнивание социально - экономического развития регионов на основе выделения субвенций и субсидий, нацеленных на возрождение и формирование производственной базы и социальной инфраструктуры. Эти идеи имеют свои корни в экономической науке, отраженные в трудах [10, с.58-74];
-второй - поиск полюсов роста регионов в ходе стратегического планирования [12].
- третий – пространственное развитие. В качестве цели пространственного развития выступают «обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны» [2]. Данный подход в теории и практике развития исходит из того, что вопросы пространственного развития не сводятся к проблемам ускорения экономического роста, а носят всеобъемлющий и комплексный характер.
Продолжительное время экономическая догма относительно равномерности экономического роста по всей территории страны не оспаривалась и считалась верной. Поэтому основной тенденцией считалось выравнивание территориальных различий. В реальности модели экономического роста носили «точечный» характер.
Идея о взаимосвязи экономического роста и неоднородности территориального развития получила признание, хотя и долгое время эволюционировала, начиная с А. Маршалла (1890) до Этье в 1982 году, который предложил учитывать «фактор разнообразия».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года – Электронный ресурс – Режим доступа: https://clck.ru/YgPrV (дата обращения: 06.11.2021)
3. Проекты стратегий регионов РФ– Электронный ресурс – Режим доступа: https://clck.ru/YgQ3q (дата обращения: 06.11.2021)
4. Агафонов, В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры : монография / В.А. Агафонов. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 276 с.
5. Агафонов, В. А. Стратегическое планирование на региональном уровне: системный подход: Препринт / Агафонов В.А. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 62 с.
6. Будаева К., Климанова В. Точки роста как элемент стратегического планирования в регионах России»// Региональные исследования. 2017. №3. с. 99-106.
7. Гатина, Л. И. Стратегическое планирование в регионе : учебно-методическое пособие / Л. И. Гатина, С. А. Алексеев. — Казань : КНИТУ, 2018. — 140 с.
8. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. («Коллекция Изборского клуба»). – М.: Книжный мир, 2018. – 768 с.
9. Ермоленко В.В. Интеллектуальный сервис суперстратегических решений в корпорации в экономике знаний // Научный журнал Кубанского государственного университета. Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 1.С. 46-61.
10. Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А. Трансляция идей трансформации регионального пространства в документы стратегического планирования // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. № 4. С. 58-74.
11. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. 2013. №6. С. 1-27
12. Ланская Д.В., Стрелков В.Е. Стратегирование регионального сектора экономики знаний // Стратегии бизнеса. 2016;(7):5.
13. Луценко Е.В. Количественный автоматизированный SWOT- и PEST-анализ средствами АСК-анализа и интеллектуальной системы «Эйдос-Х++» / Е.В. Луценко // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №07(101). С. 1367-1409. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/90.pdf
14. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 361 с.
15. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 299 с.
16. Стратегическое планирование в государственном секторе экономики : монография / под ред. С.Н. Сильвестрова. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 344 с.
17. Ушакова, О. А. Стратегическое планирование : учебное пособие / О. А. Ушакова, О. А. Иневатова, С. А. Дедеева. — Оренбург : ОГУ, 2015. — 257 с.